Поиск по сайту

С 1 января 2016 года законодательно планируется ввести административную ответственность за предоставление доступа в интернет через Wi-Fi без авторизации пользователей. Для ИП размер штрафа за нарушение закона может составить до 100 тыс. рублей, для юридических лиц - до 400 тыс. рублей.
 

Предоставление клиентам бесплатного доступа в интернет по беспроводной сети Wi-Fi - сегодня почти обязательное условие успешной работы едва ли не любого клиентского бизнеса. Клиентам нужна не только услуга, за которой они собственно пришли или приехали (например, пообедать или помыть машину), но и возможность «посерфить» в интернете. Клиенты уверены: в бизнес-центре, отеле, банке, кофейне, кафе, ресторане, салоне красоты, шиномонтажной мастерской - в любом месте, где им может понадобиться выйти в интернет - Wi-Fi будет всенепременно. И мы искренне удивляемся (раздражаемся!), когда слышим что-то типа «А у нас нет Wi-Fi».

Авторизация доступа

Понятно, что те же банки стоят особняком: куда-куда, а в банк клиенты приходят уж точно не за интернетом. Впрочем, ситуация стремительно меняется: кажется, совсем недавно мы осваивали интернет-банк, а буквально вчера мобильные банковские приложения, и вот теперь банки предлагают нам Wi-Fi. Так, только что Сбербанк России в сотрудничестве с компанией «Ростелеком» реализовал масштабный проект по развертыванию сетей Wi-Fi для своих клиентов. В канун сдачи этого номера журнала в печать пресс-служба Уральского банка Сбербанка России сообщила: «Ростелеком» завершил проект по организации точек доступа в интернет по технологии Wi-Fi для посетителей и сотрудников Сбербанка в Екатеринбурге и Свердловской области. Свободный интернет на скорости до 2 Мбит/сек появился в 87 филиалах Сбербанка областного центра и городов Свердловской области.

    В пресс-релизе содержится фраза, на которую вряд ли кто обратил особое внимание: «Авторизация в сети осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». Именно на эту фразу нужно обратить особенное внимание!
wi-fi авторизация доступа пользователей публичной зоны Wi-Fi предусмотрена федеральным законом № 126-ФЗ «О связи». И если пока невыполнение этой нормы нарушителям ничем не грозит, то уже через пару месяцев - с нового года - ситуация может кардинально измениться. Предпринимателей будут сурово наказывать рублем за отсутствие авторизации пользователей. Правда, пока идет обсуждение размера штрафов для ИП и юридических лиц, у которых Wi-Fi работает с нарушением закона. На момент сдачи этого номера в печать - 9 октября - конкретных решений не принято. Но то, как бурно идет обсуждение темы, и то, какие серьезные суммы штрафов называются в СМИ (до полумиллиона рублей!), дает бизнесу четкий сигнал: в тему нужно погрузиться, причем срочно. Самое правильное - прямо сейчас обратиться к профессионалам, чтобы обеспечить авторизацию ваших клиентов в сети Wi-Fi вашего предприятия в полном соответствии с законодательством РФ.

Зачем нужна авторизация

Важно понимать, что авторизация пользователей интернета - вовсе не экзотическая «придумка» российских законодателей. Это общепринятая норма, давно уже действующая в странах, к опыту которых мы привыкли обращаться. В той же Европе авторизация при входе в интернет по беспроводным каналам в публичной зоне вошла в привычку. Авторизация займет несколько секунд. Достаточно указать номер своего мобильного телефона и подтвердить авторизацию кодом, который придет в sms на указанный пользователем номер. Указал верный номер - наслаждайся бесплатным интернетом. По каким-то причинам ввел номер, который тебе не принадлежит или заблокирован, и соответственно не имеешь кода из sms - значит, в этот раз без интернета.

Зачем нужна авторизация? Ответ на этот вопрос не очевиден, но прост и прозрачен: для минимизации риска использования интернета в криминальных или террористических целях.

    Давайте порассуждаем вместе. Выходя в интернет из дома, мы понимаем, что провайдер ведет учет нашей интернет-активности - такая обязанность возложена законом на всех телеком-операторов. В обычной жизни нам это нисколько не мешает. О действующих правилах нам время от времени напоминают. Выбирая «режим приватности» в браузере, мы видим на экране уведомление примерно такого содержания: «Браузер не будет запоминать историю для этого окна. Это включает в себя журнал посещений, журнал поиска, журнал загрузок, журнал веб-форм, куки и временные файлы интернета. Однако любые загруженные вами файлы и созданные вами закладки будут сохранены. Хотя этот компьютер не будет вести журнал посещаемых вами сайтов, ваш работодатель или интернет-провайдер могут следить за тем, какие страницы вы посещаете».

    Логика такая. Если что-то случится и правоохранительным органам понадобится информация, содержащаяся в журнале посещений, поиска, загрузок, то провайдер им ее предоставит. На практике мало кто из нас - законопослушных граждан - может с этим столкнуться. А в теории мы, конечно, знаем: наши домашние компьютеры «привязаны» к адресам нашего проживания и к нашим данным. Компьютеры на работе, в свою очередь, «прикреплены» к работодателю, который при необходимости расскажет, кто конкретно имеет доступ (или мог или может иметь доступ) к конкретному компьютеру в конкретное время. По идее ровно так же должно быть и с публичными зонами Wi-Fi, которыми все привыкли пользоваться свободно и без ограничений, и, что важно сейчас, в контексте этой статьи - без авторизации. В случае чего правоохранительные органы должны суметь идентифицировать того конкретного человека, который вот в это время мог зайти вот на этот сайт с этого конкретного IP-адреса.

 Пришло время осознать: соблюдение элементарных правил предоставления доступа в интернет в публичном пространстве требуется не абстрактно для кого-то там - это нужно нам самим. Когда в общей интернет-сети с открытым доступом одномоментно находятся десятки или даже сотни человек, каждый из нас хочет быть уверен, что человек за соседним столиком смотрит в интернете что-то нужное или интересное, а не пытается получить доступ к банковскому приложению на вашем смартфоне. Да и владельцу и менеджменту кофейни, ресторана, парикмахерской, автомойки - и библиотеки, кстати, тоже! - будет спокойнее, если по умолчанию будет действовать правило без исключений: все клиенты авторизованы и в том числе поэтому пользуются предоставленным им за счет заведения интернетом ответственно!

Персональные данные

А как же защита персональных данных? - спросит кто-то из читателей. Ответ такой: сам по себе номер телефона (набор цифр) не относится к конкретному человеку. Для полной идентификации нужны те самые персональные данные: фамилия, имя, отчество и паспортные данные. А при авторизации для входа в Wi-Fi всех этих данных не требуется.
 
Информация к размышлению

А теперь информация и цифры - к размышлению для тех предпринимателей, у которых в офисе (в бизнес-центре, в кафе, в ресторане, в отеле) давно уже работает Wi-Fi, но доступ в интернет все еще возможен без авторизации.

Тема авторизации доступа в интернет через Wi-Fi оказалась в центре внимания еще в 2014 году, вызвав бурю эмоций. Операторов связи и организаторов публичных сетей Wi-Fi обязали идентифицировать пользователей по документу, удостоверяющему личность, и летом 2014 года это требование вызвало широкий общественный резонанс. Позже требование смягчили, разрешив идентифицировать абонентов по номеру мобильного телефона или с помощью учетной записи на портале gosuslugi.ru. Впоследствии выяснилось, что интернет-провайдера за нарушение этого требования наказать можно, а ответственность владельцев кафе, ресторанов и гостиниц, создающих публичные Wi-Fi-сети, не предусмотрена. В связи с этим было решено прописать штрафы за анонимный Wi-Fi в Кодексе об административных правонарушениях.

    Волна дискуссий со временем сошла на нет, однако в мае 2015 года тема вновь вышла на первый план и обсуждалась в течение всего нынешнего лета. Обсуждается она и сейчас - правда, на фоне усиления кризиса менее заметно.

    Глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил (цитата по НТВ): «Несмотря на то, что существует множество вариантов идентификации, не все публичные точки доступа к интернету обеспечили выполнение требований российского законодательства». По словам министра, в Кодексе об административных правонарушениях необходимо ввести поправки, согласно которым фирмы и частные предприниматели будут платить штрафы за несоблюдение требований о верификации пользователей.

Законопроект, который Минкомсвязи России разрабатывает совместно с ФСБ, МВД и Минэкономразвития, опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Предполагается, что документ, в случае его принятия, вступит в силу 1 января 2016 года. С этого момента за подключение пользователей к публичным сетям Wi-Fi без идентификации будут штрафовать - индивидуальных предпринимателей на 50 - 100 тыс. рублей (другой вариант наказания - дисквалификация на срок до трех лет), юридических лиц - на 100 - 200 тыс. рублей. В случае повторного нарушения размер штрафа вырастет вдвое - соответственно, до 200 тыс. рублей для ИП и до 400 тысяч для ЮЛ. В некоторых СМИ называется максимальная сумма штрафа 500 тыс. рублей.

Еще раз скажем: окончательных решений пока нет (документы обсуждаются в Госдуме), однако общая идея очевидна - уже в ближайшее время будет введен полный запрет на Wi-Fi доступ в интернет в публичных зонах без авторизации, а к нарушителям будут применяться серьезные санкции. Рабочая дата введения санкций - 1 января 2016 года.


Так что время у бизнеса, чтобы разобраться в теме и провести соответствующую модернизацию сети, еще есть. Главное - не откладывать на потом то, что должно четко работать (в случае принятия закона) уже с новогодней ночи.

Кстати, авторизация посетителей дает бизнесу дополнительные возможности - можно выстроить обратную связь с клиентом, получать от него отзывы. Тут уж все зависит от того, как именно вы оформите страницу авторизации и насколько тщательно продумаете ее содержание. Можно предложить вашему клиенту ввести номер телефона и полученный в sms пароль на абсолютно белой странице, а можно по максимуму загрузить ее информацией, которую вы хотите донести до клиента. Так что авторизация - в том числе и дополнительные маркетинговые возможности для тех, кто хочет сделать коммуникацию с клиентом еще более эффективной, а средний чек - выше. Имейте это в виду.

 

 

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба «ПСЖ»
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru

rss
Карта